Авто: +7(812)964-55-55

 

Слотированные и перфорированные тормозные диски

Продукт, о котором далее пойдет речь, слотированные и/или поперечные сверленные (перфорированные) тормозные диски. Также, они известны как диски с насечками и/или перфорацией. Они выглядят превосходно, без сомнений. Высокоэффективные диски - это выгодное и всегда оправдывающее себя вложение средств в тюнинг автомобиля.  При чем, это одна из немногих доработок, которая годится не только для спорта, а и для повседневной городской эксплуатации. Многим владельцам автомобилей нравится эффектный вид таких тормозных дисков на фоне колес с литыми дисками.

Тормозные диски в системе дискового тормоза обеспечивают фрикционную поверхность в паре трения с тормозной колодкой. Что такое торможение по сути? Превращение кинетической энергии в тепловую, не более. Поэтому тепло в тормозной системе - являение постоянное и неотъемлемое.

Если обратится к азам физики - количество тепла, которое создано в паре трения, зависит от скорости и веса транспортного средства, и того, как активно тормоза применимы. Нормальная остановка от 80 км/ч может легко поднять температуру передних тормозных дисков до 65 – 95 0C . Представьте, что несколько циклов тормождения с 60 км/ч в режиме "газ-тормоз" могут легко поднять температуру тормозного диска до 300 0C или даже 400 0C. Что уж говорить о спортсменах-профессионалах, "успешно" разогревающих диски до 700-800 градусов. Дальнейший рост температуры в системе неизменно приведет к снижению эффективности торможения: тормоза могут попросту пропасть. Они исчезают тогда, когда тормоза получают столько тепла , что более не могут сбрасывать давление (или говоря языком специалистов - "восстанавливаться"), и для снижения скорости необходимое усилие на педаль возрастает в геометрическом прогрессии. В конечном счете, может быть достигнута точка, когда тормоза не могут произвести достаточное трение независимо от того, как сильно водитель давит на педаль.

Для многих будет открытием, что подобное может случиться и в городских условиях. Нужно помнить, что оригинальные  тормозные диски изготовлены для средневзвешенных нагрузок, и никак не предназначены для экстремальных нагрузок. А уж если водитель осознанно выбирает агрессивную манеры езды, то апгрейд штатных тормозов становится крайне необходим.

Итак, поговорим об апгрейде. Первый самый важный принцип - "чем больше, тем лучше".  Один из способов улучшить охлаждение дисков  - установить бóльшие по размеру тормозные диски. Алгоритм простой: чем больше тормозные диски, тем с большим количеством высокой температуры они могут справляться. Эту зависимость можно легко отследить, сравнив диаметр дисков на, например, Land Cruiser и Honda Civic: два различных по мощностным и весовым характеристикам автомобиля имеют тормоза разного диаметра. Именно поэтому тормозные диски на большинстве внедорожников на несколько сантиметров больше в диаметре, чем на легковом автомобиле.На спортивных автомобилях с достаточно мощными двигателями (к примеру Porsche и Lancer Evolution) размер родных тормозных дисков может быть сопоставим с параметрами тормозов среднего либо крупного внедорожника. Это объяснимо, ведь на спортивном треке высокие скорости повышают теплоотдачу независимо от размеров и массы транспортного средства. Именно поэтому у большинства спортивных автомобилей большие диски — таким образом они могут эффективно замедляться, не попадая в пиковые температурные условия.

Однако, взять и легким движением заменить родные тормоза на диски с бóльшим диаметром невозможно. Ибо для этого потребуется переделка всей тормозной системы. Да и кустарная доработка тормозной системы чревата последствиями. И вот здесь на помощь и приходят высокоэффективные тормозные диски, которые соответствуют размерам родных, заводских тормозов.

Вентилированные (Vented) тормозные диски имеют охлаждающие перемычки между двумя поверхностями тормозного диска - это ускоряет потоки воздуха, тем самым повышая охлаждаемость. Вентилированные диски обычно применяются на передних тормозах автомобилей, поскольку перёд получает большую нагрузку при работе, чем зад. Невентилированный аналог – сплошные диски ("solid" или "unvented") конструктивно лишены внутренней вентиляции. Они используются, как правило, на задней оси автомобиля, либо на передней - малолитражек.

 На скорость охлаждения тормозного диска также влияет дизайн насечек между поверхностями диска. Изготовители автомобилей в настоящее время используют, более 70 различных конфигураций насечек для охлаждения в своих тормозных дисках. Некоторые насечки - прямые, некоторые изогнуты, некоторые сегментированы. Большинство насечек направлены наружу из центра, другие направлены зигзагообразно. Различные конфигурации насечек охлаждения используются, чтобы оптимизировать охлаждение тормоза для различных автомобилей и уменьшить гармонику, которая способствует, тормозному скрежету. Для того, чтобы максимизировать охлаждение, необходимо как можно больший объем воздушного потока, проходящего по поверхности тормозного диска. Охлаждающие насечки действуют, как лопасти вентилятора и помогают продувать воздух через тормозной диск.

Увеличивание числа насечек и изменение их расположения может улучшить эффект охлаждение на 10-15% и более. Оригинальный тормозной диск может иметь 36 насечек между поверхностями диска, тормозные диски эконом-класса – как правило 32. Высокоэффективный тормозной диск на гоночной машине может иметь до 48 насечек.

Немаловажна система отвода горячего воздуха от тормозных механизмов. Здесь уже работают кузовные дефлекторы и воздуховоды. Как показывает собственный опыт – многие марки на европейском рынке сталкиваются с проблемой перегрева тормозов вследствие активного руления. Для них мы подготовили резюме по основным типам апгрейдов. О них речь далее.

СЛОТИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ (С НАПРАВЛЕННЫМИ НАСЕЧКАМИ)

У слотированных тормозных дисков (дисков с насечками) типично четыре - восемь равномерно раздельных мелких углублений, фрезированных на поверхности диска. Слоты выполняют схожую с перфорацией, работу, но с горадно меньшим риском растрескивания.

Насечки обычно направлены и изогнуты так, что они могут охватывать всю поверхность тормозных колодок, обеспечивая намного лучшую вентиляцию , чем набор отверстий.

По некоторым видам дизайна слотов можно судить о состоянии тормозного диска (мере износа).

Насечки также имеют "бреющий" эффект, который поддерживает более чистую поверхность тормозных колодок для лучшего контакта пары. Кроме того, наличие насечек работает по принципу тёрки, повышая эффективность торможения автомобиля.

При этом, нужно отдавать себе отчет, что износ колодок повышается. Поэтому важно внимательно подбирать

Перфорированные тормозные диски. Несколько лет назад, гонщики начали использовать перфорированные тормозные диски с маленькими отверстиями, чтобы увеличить эффект охлаждения. Сверление от 30 до 40 равномерно раздельных отверстий сквозь тормозные диски увеличивает вентеляцию воздуха и эффект охлаждения.

Отверстия действительно давали неожиданную выгоду. Перфорация эффективно отводила отработанные газы, непременно возникающие на поверхности колодки при перегреве.   Газ может сформировать граничный слой между колодками и диском, который уменьшает трение. Эффект подобен движению шайбы в аттракционе “Аэрохоккей” (знакомому всем с детства). Воздух выталкивает шайбу наверх и позволяет легко скользить по поверхности. В нашем случае, граничный слой газа между поверхностью колодок и диска препятствует сцеплению колодки с диском,  уменьшает трение и эффективность торможения, именно в тот момент, когда водитель нуждаетесь в этом больше всего. Несложно представить, что наличие перфорации либо насечек моментально отводит газовую подушку от пары трения.

На микроскопическом уровне грязь между колодками и диском может уменьшить контактную поверхность трущейся пары. Естественно, это также снижает трение и эффективность. Так что, отверстия, помогая удалять пыль и грязь, обеспечивают колодкам способность поддерживать максимальный поверхностный контакт.

Перфорированные тормозные диски - эффективный апгрейд, но при условии – если подходить к выбору и установке с умом.

Прежде всего, далеко не все однозначно с перфорированными дисками. Сверление отверстия сквозь диск создает точку напряжения в металле. Обязательным условием изготовления перфорации - закругление краев отверстия (т.н. фаска). Это уменьшает, но не снимает напряжения металла. Что в свою очередь склоняет диск к растрескиванию.  Любой нормальный человек будет стараться не допустить трещин в тормозном диске, поскольку они могут привести к катастрофе.

Бывали случаи, когда диски рассыпались по причине самодеятельной сверловки штатных блинов. Наш вывод – ЭТО ОПАСНО! Слишком много отверстий могут ослабить тормозной диск, даже если края на всех отверстиях тщательно закруглены. Тормозной диск не должен быть похожим на швейцарский сыр, чтобы обеспечить адекватную работу. В среднем для правильной работы ротора необходимо от 30 до 40 отверстий радиуса 3.18 мм.

Размещение отверстий также важно. Отверстия должны соприкасаться с колодками таким образом, чтобы воздух вентилировался быстро и эффективно. Отверстия не должны быть слишком близко к внутренним или внешним краям ротора, потому что это также увеличивает риск раскалывания. Некоторые изготовители высокоэффективных тормозных дисков (речь о ЕВС) не сверлят отверстия полностью через всю поверхность диска, и вместо этого используют "глухое отверстие", которое уменьшает риск появления трещин. Глубины отверстия вполне достаточно, чтобы ослабить газовую подушку и обеспечить мгновенный отвод воздуха от пятна контакта трущейся пары.  Это "ноухау" принадлежит EBC Brakes и на сегодняшний день является наиболее идеальной технологией производства высокоэффективных дисков.

Таким образом, как видите, не все просто с тормозными дисками класса премиум. Рекомендация напоследок: тормоза слишком ответственная система автомобиля, чтобы доверять ее малоизвестным производителям!

Источник: www.ebcspb.ru Администратор